Школа военкора

Как брать интервью в зоне боевых действий?

1. Снимать в большей степени крупные планы, не светить открытые участки местности, так как от этого зависит жизнь военнослужащих. Лишний раз удостовериться, что можно снимать, а что нет.

2. Делать всё, что говорят военнослужащие касаемо перемещений: как идти до позиций, чтобы не наткнуться на мину, с какой скоростью и на каком расстоянии друг от друга. На позициях аналогично. Если говорят, что нужно срочно уезжать, то никаких «ещё 5 минут, понимаю».

3. Нужно понять, о чём вы хотите рассказать. О человеке, у которого берёте интервью, или о некоем событии, явлении. На войне почти любой военнослужащий, волонтёр может оказаться носителем интересных историй, мотивов. Интервью может быть одинаково любопытным как с командиром батальона, так и с рядовым.

4. Не нужно торопиться брать интервью. Перекурите со своим героем. Это не просто фигура речи. Действительно, выйдите в курилку, раскурите по сигарете, выпейте чашку кофе. На войне важно доверие, о чём бы ни шла речь. О боевых действиях, о людях на войне, о каких-то личных переживаниях или технических моментах. Человек не будет говорить о своём сокровенном с кем попало. Поэтому сядьте и поговорите с ним. Ваша задача: показать, что Вы – свой, при этом так, чтобы это не было навязчиво. В идеале вы действительно должны быть своим. Герой должен понять: у вас с ним общая задача, общие знакомые. Так легче общаться.

5. Найдите общих знакомых. Расскажите сами несколько историй, которые условно могут начинаться со слов: «Вот я недавно общался с командиром бригады, и вышел такой-то казус», «Вот мы с твоим знакомым снайпером попали как-то под обстрел».

6. Не надо присылать вопросы герою заранее. Вы получите сухие, чёткие, казённые подготовленные ответы даже от рядового. Такой формат исключает вводные вопросы, а в них и всплывает всё самое интересное.

7. Нужно быть в теме. Конечно, вы можете в чём-то не разбираться, но не надо наглядно это показывать, потому что так вы проявите неуважение к работе героя. Идите от общего к частному. Задайте вопрос, в чём суть его работы, почему она важна для фронта. Вопрос этот должен быть не для галочки, а чтобы понять конкретику: почему без этой специальности нельзя на войне.

8. С военными необходимо уметь общаться. Малейшая бестактность, и человек закроется, не станет больше с Вами разговаривать. На уровне интуиции военкор должен чувствовать неделикатность такого, например, вопроса: «Что Вы почувствовали, когда погиб Ваш товарищ?». В идеале герой сам должен подойти к этому. Если же вам важно расспросить именно об этом, то откройтесь первым, расскажите о своих потерях. В интервью, как ни странно, работает правило, озвученное в фильме «Молчание ягнят»: ты мне – я тебе. Если вы хотите от героя личного, вы тоже должны быть откровенны.