Школа военкора

Секреты портретной съемки

Для фотографов жанр, сопоставимый по сложности с интервью, — это портрет. Здесь тоже, наряду с журналистской наблюдательностью и сопереживанием, большую роль играет умение выстроить диалог с героем съёмки, пусть иногда и бессловесный. Школа военкора попросила специального фотокора РИА «Новости» Сергея Бобылева поделиться секретами портретной съемки. Передаем с его слов
Хороший портрет — тот, в котором есть чувства, эмоции, настроение героя. Это отличает его от формального портрета, не вызывающего у нас никакой реакции.
Фотографу, который снимает новостной репортаж, нужно стать невидимым, чтобы никто не обращал на него внимание. Так, не вмешиваясь в процесс, можно снять подлинные эмоции людей.
Однако реакция на такую съемку может быть разной, вплоть до негатива и просьбы удалить снимки. С другой стороны, если перед спуском затвора спросить разрешение на съемку, можно разрушить всю атмосферу, просившуюся в кадр. Поэтому придется объясняться и договариваться уже после того, как фото сделано.
Все это говорит о том, что «невидимый формат» лучше выбрать, если речь о мимолетном кадре, когда герой снимка — не ключевой герой всего репортажа. Если же фотографу предстоит сделать серию портретов, запечатлеть целую историю, то лучше сначала пообщаться с героем, объяснить цели съёмки, наладить контакт, раскрепостить и убрать смущение, и уже потом в процессе, когда человек раскроется, начать снимать.
Особая тема — съёмка людей, которые столкнулись с потерей или пережили тяжелые события. Конечно, нужно сохранять такт и помнить об этике, но самое главное — делать свою работу. Уместного момента для съёмки плачущей вдовы или шокированного обстрелами ребенка не будет.
Тут нужно просто перешагнуть свой психологический барьер и начать снимать. Только так вы сможете выполнить свою задачу — показать боль этих людей, показать человеческое горе.